HANNIBAL
Мужские стрижки

Борода - непростое украшение 

Борода - непростое украшение 

Ни для кого не секрет, что в последние годы борода снова вошла в мужскую моду, и сегодня этот атрибут стал одним из привычных признаков городских пижонов. Повсюду открываются цирюльни...


Мужская борода становится признаком ухоженности

Повсюду открываются цирюльни, в которых брадобреи называют себя «барберами», а молодые люди готовы платить немалые деньги, чтобы перещеголять друг друга. 

Впрочем, всякая новая модная тенденция на поверку зачастую оказывается хорошо забытой старой, что и доказали в петербургском мемориальном музее-квартире Николая Римского-Корсакова. Недавно здесь запустили новый проект, посвященный моде XIX века. 

Мы сравниваем с современностью то, что было модно и актуально для семьи Римских-Корсаковых, для самого композитора, его окружения и артистической среды. 

Проводя параллели с XXI веком, мы соединяем несколько линий: лекции о моде и традициях, мастер-классы и фотосессии, посвященные каждой конкретной теме. Например, головные уборы, или, как на этот раз, бороды и усы. 

Актуальность последней темы как раз в том, что именно в XIX веке бороду в России стали воспринимать как некий знак принадлежности, особый атрибут. И если для одних она была просто модным аксессуаром, то для других выражением мировоззрения и гражданской позиции. Как известно, с начала петровских реформ и вплоть до эпохи Александра Первого дворяне бород не носили. С приходом романтизма и под влиянием народнических настроений во время наполеоновских войн бороды потихоньку стали возвращаться, но с при¬ходом к власти Николая Первого их снова начали брить. В первую очередь досталось славянофилам, чей мужицкий вид навевал подозрения в смутьянстве. Тем более что в памяти Николая были свежи события 14 декабря 1825 года. 

Окончательно бороду реабилитировали только в правление Александра Второго. Как раз тогда и зародились два крупнейших артистических объединения: «Передвижники» (Товарищество передвижных художественных выставок) и «Могучая кучка», или Балакиревский кружок, куда входил Римский-Корсаков будущий первый ректор Санкт-Петербургской консерватории. Среди представителей новой русской музыкальной школы хватало бородачей, начиная с самого Милия Балакирева — знаменитого композитора и дирижера. 

С середины XIX века среди композиторов зародилась новая тенденция коренастости стиля, от чего раньше старались отойти. В 50-е начале 60-х годов люди искусства захотели подчеркнуть свое происхождение, корни. Все мировоззрение «Могучей кучки» строилось на том, что мы — русские, говорим на русском языке и несем русскую культуру. А раз мы учимся у народа, то и выглядим соответственно. 

Однако это вовсе не означает, что русские композиторы, подарившие миру «Князя Игоря», «Бориса Годунова», «Хованщину» и многие другие, одевались в крестьянские поддевки и тулупы. Это были люди весьма требовательного и утонченного вкуса, не только следовавшие моде, но и задававшие ее в среде артистического бомонда. Другое дело, что тогда «борода лопатой» еще не превратилась в удел старцев, к которым мы теперь машинально относим и Льва Толстого, и Карла Маркса, а была вполне актуальной и современной деталью внешнего вида. 

Новый век наконец избавил бороду от «идеологического багажа», и теперь никто уже не видит в ее владельце ни славянофила, ни коммуниста, ни хиппи. Молодые люди, пришедшие в музей Римского-Корсакова, простые горожане. Впрочем, не совсем простые. Опытные барберы, которые могут устроить мастер-класс прямо в гостиной, наглядно опровергли утверждение, что «бороду носят те, кому лень бриться». Уход за ней требует терпения, умения и вкуса. Зато результат налицо. 

Кстати во второй половине девятнадцатого столетия творческая интеллигенция сплошь бородата. И речь не только о России, но и в целом о Европе. Можно спорить о том, какую роль сыграли в этом модном веянии русские писатели и философы, массово двинувшиеся на Запад еще в последние годы Николая Первого, но факт остается фактом - к концу века Старый свет в плане растительности на лице заметно «обрусел». 

Надеемся Вам понравилась заметка Алексея Васильева, опубликованная в Российской газете 2017 года.

HANNIBAL
Мужские стрижки

© 2017 «HANNIBAL» BARBERSHOP.